Россия является одним из крупнейших в мире рынков онлайн-видеопросмотра. На июнь 2011 г. аудитория интернет-видеопросмотра России насчитывала 41 млн человек, в то время как, например, в Великобритании около 34 млн, а во Франции 40 млн. Более того, высокие темпы развития российского рынка широкополосного интернет-доступа и соответственно российской аудитории интернет-видеоконтента позволяют России значительно увеличить этот разрыв в ближайшие годы, а также перегнать Германию, где аудитория интернет-видеопросмотра на июнь 2011 г. составила около 47 млн. человек. Пока большая часть аудитории в России смотрит ресурсы непрофессионального или пиратского контента (Youtube, Rutube, Smotri, Video.yandex, Video.mail, Vkontakte и др.), но доля смотрения легальных профессиональных ресурсов видеоконтента (Tvigle, Ivi, Zoomby, Videomore и других) неуклонно растет.
Аудитория онлайн-видео в отдельных странах мира, млн. уникальных пользователей
Источник: comScore Video Metrix, июнь 2011г.
Веб-ТВ (или платный и бесплатный просмотр видео в Интернете) является одним из наиболее динамичных рынков в медиаиндустрии России в целом и в Интернете, в частности. Мы ожидаем, что рынок интернет-видеорекламы вырастет с 18 млн USD в 2010 г. до 36 млн USD в 2011 г., но уже к 2016 г. может достичь 280 млн USD, что составит около 12% всего рынка интернет-рекламы.
Прогноз рынка интернет-видеорекламы, млн USD.
Источник: J’son & Partners Consulting
На рынке уже работает несколько сильных игроков легального профессионального контента как по бесплатной/рекламной бизнес-модели (Tvigle, Ivi, Zoomby), так и по платной (Now, Omlet). Многие из игроков (Zoomby, Now, Ivi и Omlet) аффилированы как с крупными ТВ-группами, так и крупными игроками из других медиасегментов (Tvigle).
Крупнейшие игроки на рынках традиционного ТВ (бесплатное и платное) и Веб ТВ
Игроки бесплатного ТВ | Бесплатные каналы | Доля аудитории бесплатного ТВ по итогам 5 мес. 2011г., % | Бизнес платных ТВ-каналов у игроков бесплатного ТВ |
Бизнес
интернет-ТВ у игроков бесплатного ТВ
Бизнесинтернет-ТВ у игроков бесплатного ТВ |
|
1. НМГ | РенТВ, 5 канал, Первый канал (25%), CTC Медиа (25%, СТС, Домашний, ДТВ) | 34,7 | Цифровое телесемейство первого (Первый канал) | Videomore.ru (видеопортал CТС Медиа) |
|
2. Газпром Медиа | НТВ, ТНТ | 21,0 | Тематические каналы НТВ+ | Rutube.ru, Now, Tnt-online | |
3. ВГТРК | Россия 1, Россия 2, Россия 24, Россия К | 20,0 | Карусель, Моя планета, Наука 2.0., Страна, Сарафан, Спорт 1, Спорт 2 | Zoomby | |
4. Проф Медиа | ТВ3, MTV, 2х2 | 3,3 | - | Ivi | |
5. UTH | 7ТВ, МузТВ | 2,7 | - | - | |
6. АФК «Система» | - | - | ТВК «СТРИМ» (9 каналов) | Omlet | |
7. Media3 | - | - | - | Tvigle | |
Другие игроки | Звезда, ТВЦ, Euronews, другое (локальные и платные ТВ-каналы) | 18,3 | До 14% из 18% аудитории распределено между более чем 300 каналами | Tvzavr |
Источник: J’son & Partners Consulting
Выше представлены крупнейшие диверсифицированные игроки российского ТВ-рынка как традиционного сегмента (бесплатное и платное ТВ), так и веб-ТВ, сгруппированные по доле во времени телесмотрения платного и бесплатного ТВ.
Хотя в настоящее время большая часть телесмотрения приходится на эфирные (бесплатные) ТВ-каналы, в будущем ситуация существенно изменится. Значительно вырастет доля неэфирного ТВ, которая в 2011 г. уже составила 13% и продолжает динамично расти.
Прогноз структуры потребления видеоконтента по времени просмотра (%)
Источник: J’son & Partners Consulting
При сохранении высокой динамики развития рынков ШПД и платного ТВ, росте количества ТВ-каналов, качества контента тематических ТВ-каналов, укрупнения игроков ТВ-рынков, выхода веб-ТВ ресурсов на ТВ-экран (как это происходит на рынках США и Западной Европы) доля неэфирного ТВ в России сможет вырасти в перспективе 5-6 лет c текущих 13% до 38%, из них на долю платных и локальных ТВ-каналов придется до 24% телесмотрения, а на долю веб-ТВ – до 12%.
Как часто Вы смотрите/скачиваете видео в Интернете? (%)
Источник: J’son & Partners Consulting
В настоящее время, в целом, просмотр/скачивание видео в Интернете уже очень популярный вид деятельности: 77% опрошенных делают это несколько раз в неделю. С возрастом частота просмотра/скачивания видео в Интернете неуклонно снижается: так, если в группе до 20 лет 84% смотрят/скачивают видео несколько раз в неделю; а в группе 20-24 года – 89%, то уже в группах 35-44 и 45+ эта доля составляет всего 73% и 60% соответственно.
Несмотря на распространенное мнение, что за платные сервисы россияне платить не готовы, проведённый J’son & Partners Consulting опрос показал, что 26% пользователей видеоресурсов в России уже имеют опыт потребления платных видеосервисов; причем большинство из них платили за разовый просмотр/скачивание видео. В будущем ожидается значительный рост рынка платных веб-ТВ-сервисов, и он даже по консервативным оценкам вырастет с текущих 1,7 млн USD в 2011 г. до более 40 млн. USD в 2016 г., что составит до 15% от рынка интернет-видеорекламы.
Прогноз рынка платного интернет-видеоконтента, млн USD
Источник: J’son & Partners Consulting
Редактор раздела: Алена Журавлева (info@mskit.ru)
Рубрики: Фиксированная связь, Интернет, Web