rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Рынок систем управления эффективностью: число новых проектов снизилось, востребованность отечественных решений растет

TAdviser, Москва, 14 сентября 2016 года - Отечественный рынок информационных систем класса Corporate Performance Management (CPM) переживает не лучшие времена. По итогам 2015 г. отмечается отрицательная динамика как в денежном выражении, так и в количественном, при этом заказчики становятся более требовательными к исполнителю.

Что такое CPM система

CPM — система управления эффективностью предприятия. Она объединяет все процессы, методологии и метрики, необходимые для измерения показателей деятельности организации и управления этими показателями. Также можно встретить такие синонимы, как Enterprise Performance Management (EPM), Strategic Enterprise Management (SEM) и Business Performance Management (BPM).

CPM

Оценка российского рынка CPM по итогам 2015 года

На российском рынке CPM в 2015 году прослеживалась отрицательная динамика. Количество новых проектов сокращалось, особенно чувствительный удар получили иностранные вендоры CPM, доля которых за последний год существенно снизилась, отмечают опрошенные TAdviser эксперты.

В банковском сегменте, который последние три года остается отраслевым лидером потребления СРМ-систем, в 2015 году спрос впервые опустился ниже уровня кризисных 2008−2009 годов.

Ряд экспертов отмечает, что 2015 год стал годом борьбы за эффективность проектов внедрения CPM-систем. В частности, заказчики, которые запустили проекты внедрения таких систем в 2015 году, стали ещё более требовательны к исполнителям.

Директор направления CPM компании AT Consulting Юлия Захарова отмечает, что в начале 2015 года был серьезный спад по всем направлениям, включая CPM. Начиная же с середины года ситуация выровнялась, но в целом рынок существенно ниже 2014 года.

В целом же, по мнению специалистов, отечественный рынок CPM близок к насыщению.

«Есть ощущение насыщенности рынка CPM-решениями в их классическом варианте на крупных предприятиях. Внедрений с нуля, по моим оценкам, в крупном корпоративном сегменте сейчас нет и в ближайшее время не будет. Но когда меняются условия ведения бизнеса и появляются новые задачи по развитию компании – приходится регулярно «доавтоматизировать» планирование и управленческий учет, внедрять новую функциональность, перенастраивать CPM-систему, развивать ее. Рынок движется в сторону среднего и малого бизнеса», - полагает Юлия Захарова.

Выручка участников российского рынка CPM

Выручка участников российского рынка CPM

Главные тренды российского рынка CPM

С целью узнать какие тенденции наиболее заметны и перспективны для отечественного рынка CPM-систем, TAdviser опросил ряд российских компаний. В числе главных трендов участники рынка называли гибкость решений, поддержку облачных технологий и мобильность, интеграцию CPM со смежными бизнес-процессами, расширение функционала систем и состава потребителей, доступность эксплуатации, использование открытого софта и т.д.

В группе компании «Инталев» полагают, что предназначенные для контроля, полноты и достоверности информации традиционные финансовые приложения трансформируются в решения, направленные на управление макро-целями компаний. По мнению Елены Поляковой, генерального директора «Инталев», функционал CPM-систем будет неминуемо расширяться, включив разработку методологии и автоматизацию всех этапов целевого управления: Цели-Мероприятия-Персонал-Бюджеты. Также немаловажной областью развития рынка, по её словам, станет создание возможности полноценной работы с данными на мобильных устройствах и поддержка облачных технологий.

Юлия Захарова из AT Consulting, замечает тенденцию к импортозамещению. «Российские CPM-продукты в минувшие два-три года развиваются достаточно бурно, так что многие заказчики предпочитает работать именно с отечественными разработками. Характерно, что наше ПО получает распространение и в СМБ, и в крупном корпоративном сегменте. Причина не только в государственной политике импортозамещения, но и в том, что ряд российских разработок уже достаточно зрелые и обладают всем набором необходимой функциональности. Именно это является ключевым фактором того, что уже сейчас на их базе успешно решаются сложные и объемные задачи в различных секторах экономики. Кроме того, российские разработки дешевле аналогичных по классу западных продуктов, что немаловажно. Специалистов для поддержки и развития отечественной CPM-системы найти проще, что также уменьшает стоимость владения системой», - говорит Захарова.

В финансовом секторе эксперты выделяют 4 доминирующих направления развития СРМ:  расширение состава потребителей CPM-систем, самообслуживание в аналитике, простота и доступность эксплуатации, а также компонентный подход и использование открытого софта.

Изменение потребностей заказчиков CPM-систем

В сложных экономических условиях ИТ-бюджеты многих компаний сокращаются, однако, прежние задачи остаются, поэтому заказчики теперь часто требуют лучшего за меньшие деньги и фокусируются на приоритетах, одним из которых является повышение эффективности.

По мнению Елены Поляковой, сейчас в первую очередь заказчиков интересуют методики и системы, функционал которых позволяет повысить внутреннюю (операционную) эффективность, и при снижении объёмов продаж удерживать норму рентабельности.

Юлия Захарова считает, что потребности заказчика изменились в части осознания важности методологии, в желании получения быстрых результатов и в требованиях к расширенному функционалу.

Некоторые эксперты отмечают, что фокус внимания потребителей СРМ вынужденно смещается с операционного уровня управления на тактический, от ситуативного анализа и соответствия нормам регулятора к планированию и измерению маржинальности бизнеса, поиску резервов прибыльности, укреплению финансовых «тылов».

При этом заказчики в текущих условиях часто требуют лучшего за меньшие деньги. Это касается не только фазы внедрения, но и всего жизненного цикла системы. Конкуренция среди интеграторов и платформ заставляет искать и находить возможности удовлетворить такие запросы. 

Основные драйверы и барьеры рынка CPM

Российский рынок CPM характеризуется высокой конкуренцией, которая стимулирует рост качества продуктов и услуг с одной стороны и приводит к снижению их стоимости - с другой. В таких условиях, по словам экспертов рынка, выживает сильнейший, чей бизнес организован более эффективно, издержки ниже, а продуктовые инновации уникальны и позволяют результативно бороться и побеждать. Другими словами, ситуация стимулирует качественное развитие предложения на рынке СРМ, что является безусловным плюсом.

Основным драйвером рынка CPM эксперты называют новые экономические условия, в которых оказалась российская экономика. В этот период нужно внимательнее считать деньги, делать это чаще и точнее, полагают участники рынка.

В банковском сегменте рынка CPM в условиях турбулентной экономики основным драйвером развития остаётся борьба за клиента и источники прибыльности.

Что касается барьеров, то здесь участники рынка отмечают такие факторы, как неопределенность в экономической политике, возможности отечественных CPM-систем, а также сокращение ИТ-бюджетов.

Кроме того, иногда компании недооценивают важность контроля эффективности деятельности на базе современных программных продуктов с широкими возможностями. Поэтому CPM-системы зачастую не относят к разряду критически важных для бизнеса ИТ-решений.

«Компании порой сконцентрированы на автоматизации текущей деятельности и не заглядывают в завтрашний день. Считается, что финансистам достаточно возможностей Excel. Но ведь на самом деле организация может автоматизировать свои бизнес-процессы сколько угодно, но если при этом у руководства нет детального понимания, насколько эффективно работает компания, на отдельных направлениях бизнеса высока вероятность ошибочных инвестиций», - замечает Юлия Захарова из AT Consulting.

Отраслевая специфика проектов CPM

Исторически наиболее активны в освоении CPM-технологий были финансовый сектор и, более конкретно, российские банки. Однако, со временем технологии управления эффективностью стали пользоваться высоким спросом также в торговле и госсекторе, растёт внимание к CPM и в других отраслях (подробнее).

CPM

 

Самые популярные CPM-системы

Согласно данным базы проектов TAdviser, по количеству внедрений среди всех CPM-систем, представленных на российском рынке, лидирует решение «Инталев: Корпоративный менеджмент» (подробнее).

Самые популярные CPM-системы

Если брать в рассмотрение все решения класса CPM, приходящиеся на конкретного вендора, то здесь позиции распределятся по другому, однако участниками Топ-5 останутся те же компании (подробнее).

Редактор раздела: Тимофей Белосельцев (info@mskit.ru)

Рубрики: Интеграция, ПО

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода