rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 

Проводок тянется на Северо-Запад

Ведущие альтернативные операторы Петербурга активизируются на региональном рынке. Здесь им придется столкнуться с тем же естественным монополистом, что и в Северной столице, — ОАО «Северо-Западный Телеком» (СЗТ). Эта компания тоже не дремлет и готова побороться за свое место под солнцем.

В городе на Неве сейчас работают несколько крупных операторов. В первую очередь это СЗТ, который помимо телефонного обслуживания населения активно продает услуги связи как в корпоративном, так и в частном сегменте. Другие лидеры этого рынка — «ПетерСтар» (общий объем выручки за прошлый год — $65,9 млн), «Голден Телеком» ($32 млн) и Метроком» ($28 млн). Все они в той или иной степени работают на Северо-Западе (в частности, сети СЗТ охватывают весь округ, за исключением Нарьян-Мара и Пскова).

Однако до сего момента компании занимались упрочением своих позиций в городе, где прошла череда слияний и консолидаций («ПетерСтар», например, приобрел оператора «Балтик Коммьюникейшнс Лимитед» и интернет-провайдера «КомСет»). СЗТ реорганизовывал свой бизнес — к нему присоединялись региональные электросвязи.

Этот год станет переломным для регионального рынка — петербургские альтернативные операторы объявили о своих планах по активизации там. В частности, «ПетерСтар» объявил о программе регионального развития (пока он присутствует только в Пскове), «Голден Телеком» намерен объединить все имеющиеся ресурсы и выступить на Северо-Западе единым фронтом.

Золотой сбор
 
Первые петербургские предприятия, заинтересовавшиеся Северо-Западом, — «Совинтел» и «Коминком-Комбеллга». Сейчас их активы купил российский холдинг «Голден Телеком». Благодаря этому петербургский филиал данной компании присутствует практически во всех крупных центрах Северо-Запада (Великий Новгород, Псков, Вологда, Петрозаводск, Сыктывкар, Мурманск и Архангельск), а также в большинстве их городов-сателлитов. Кроме того, недавно «Голден Телеком» завершил сделку по приобретению 100% акций OAO «Балтиком Мобиле», которому принадлежат 62% акций калининградского оператора связи ЗAO «ВестБалт Телеком». Стоимость покупки составила около $7 млн. На прошлой неделе «Голден Телеком» объявил о планах по развитию своих сетей в СЗФО (он намерен вложить в них около $3 млн) и активизации на местных рынках под единым брендом.

Региональные сети достались объединенному оператору от различных компаний (в частности, Новгород, Псков, Петрозаводск — от «Совинтела», Вологда — от «Телеросса»), и инфраструктура оператора неоднородна. В ближайшее время компания намерена унифицировать ее, чтобы предоставлять во всех городах один набор услуг (телефония, доступ в интернет, передача данных). В частности, в ряде областных центров «Голден Телеком» ведет сейчас установку городских станций. Сегодня компания обслуживает несколько крупных клиентов Северо-Запада — это Севергазкомбанк, торговая сеть «Эльдорадо», сотовый оператор «ВымпелКом» («Би Лайн GSM»).

Активный новичок

«ПетерСтар», в отличие от «Голден Телекома», долгое время фокусировался на рынках Петербурга и Лен-области. Однако два года назад компания открыла представительство в Москве и начала там развивать свою сеть. После такой долгой паузы настоящей сенсацией стало известие о том, что компания купила 80% акций ОАО «Псковская городская телефонная сеть». За этого оператора помимо «ПетерСтар» боролись еще два игрока — холдинг «Связьинвест» и «Голден Телеком» (последний, как уже говорилось выше, смог нанести «ответный удар», купив оператора в Калининграде).

Затем «ПетерСтар» объявил, что теперь основное направление развития на ближайшие два года — освоение рынков Северо-Запада. В течение 2004 года он намерен появиться в Новгороде, Петрозаводске, Мурманске и Калининграде, а также усилить позиции в Пскове.

По словам генерального директора ЗАО «ПетерСтар» Виктора Кореша, в ряде регионов компания собирается создавать собственные узлы, и при возможности готов купить местного игрока. Если в Петрозаводске альтернативных операторов проводной телефонии нет, то в Новгороде, Калининграде и Мурманске есть локальные игроки, которых «ПетерСтар» может приобрести.

Общая сумма инвестиций, которую «ПетерСтар» собирается потратить на регионы в 2004 году, — около $10 млн. Он продолжает укрепляться в Пскове, ведет переговоры о выкупе оставшегося миноритарного пакета акций. Кроме того, компания планирует в ближайшее время выйти там на карточный рынок IP-телефонии и доступа в интернет.
   
Монополист готов
 
После тотальной смены топ-менеджмента в конце прошлого года СЗТ взял курс на активизацию на высокодоходных рынках и в первую очередь в корпоративном сегменте. Это коснется не только петербургского, но и регионального рынка.

В соответствии с планом на 2004 год объем инвестиций запланирован на уровне 3,8 млрд руб. Основная доля капвложений (около 70%) будет направлена на модернизацию инфраструктуры местной связи на Северо-Западе. Кроме того, в текущем году должна завершиться программа по созданию отделов по работе с крупными клиентами во всех филиалах СЗТ. Как сообщили в пресс-службе СЗТ, в рамках программы оператор заключил контракт на подключение филиалов Сбербанка на Северо-Западе к своей мультисервисной сети. Это один из крупнейших договоров за всю историю СЗТ.
   
Особый случай

В регионе присутствует еще два оператора, связанные единым владельцем (холдинг Antel, аффилированный с группой «МЕНАТЕП») — «Метроком» и «Раском». Первая компания является классическим универсальным оператором, вторая в основном занимается предоставлением услуг передачи данных на основе своей сети Москва — Петербург — граница с Финляндией. Обе фирмы работают в некоторых городах Северо-Запада, но их присутствие там минимально. В частности, «Метроком» вышел на рынки Петрозаводска, Мурманска, Пскова, Новгорода и Калининграда еще в 2000 году, организовав сеть в этих городах для своего клиента — Северо-Западного банка Сбербанка РФ. Но дальше этого компания не пошла, и открытие филиалов здесь пока не предполагается. «Раском» предоставляет услуги телефонии и выделенных каналов связи вдоль своих линий — то есть в Москве, Петербурге и Ленобласти. Недавно компания открыла первый узел связи в Новгороде. Однако перспективы регионального развития «Раскома» пока не ясны.
    
Комментарии
 
Директор по маркетингу компании «ПетерСтар» Ян Столяр:

 — Активизация операторов связи на региональных рынках продиктована временем. Крупный российский бизнес перестает замыкаться в одном городе и стремительно расширяет свою географию. Соответственно развиваются и операторы связи. Кроме того, большие компании и банки, опробовав в Москве и Санкт-Петербурге преимущества решений корпоративных сетей связи, пытаются клонировать наработанные схемы на всей территории страны. У них появляется потребность в получении привычных услуг с привычным качеством и желательно от привычного партнера.

Существует и обратное движение. Ведущие региональные предприятия стремятся к прямому контакту с потребителями своей продукции в столицах. Сейчас мы работаем в Петербурге, Выборге и Пскове, и планы нашего развития предусматривают присутствие во всех крупных центрах СЗФО. Ближайшие города, где наши услуги станут доступными, — Великий Новгород и Мурманск. Недавно был утвержден бизнес-план, согласно которому мы инвестируем в развитие псковской сети $1,6 млн. В частности, здесь будет установлено пять комплектов мультисервисного абонентского доступа, что позволит нам значительно расширить охват корпоративных абонентов.

Заместитель генерального директора, коммерческий директор ОАО «Северо-Западный Телеком» Илья Кравчук:

 — Стратегия развития компании на Северо-Западе связана с нашей общей программой активизации на корпоративном рынке. Мы полагаем, что современные услуги, ориентированные на деловой сектор, должны обеспечить значительный вклад в рост доходов компании. Учитывая высокий уровень доходности на одну линию от делового сектора (в 5,7 раз выше чем у населения), работа на корпоративном сегменте является для нас доминирующим направлением при предоставлении услуг связи. Среди предприятий мы особенно выделяем компании «инновационных» отраслей, для которых услуги связи — важный элемент бизнес-процессов. Доля корпоративной клиентской базы таких предприятий составляет 20% от абонентов делового сектора.

Увеличивать долю в деловом секторе необходимо, чтобы сохранить уверенную позицию компании на рынке, то есть чтобы соблюсти баланс между клиентскими группами разной доходности. Например, в 2002 году удельный вес доходов, полученных СЗТ от населения, составил 42% (данные по СЗФО в целом), в то время как аналогичный показатель для делового сектора равнялся 19%. Опыт зарубежных телекоммуникационных компаний подсказывает, что равновесным является соотношение минимум один к одному. Таким образом, на основании этих выводов было решено утвердить на ближайшие годы программу по работе с крупными корпоративными клиентами, и уже в 2003 году в составе филиалов мы создали подразделения по работе с VIP-клиентами.

Вице-президент компании, руководитель подразделения по развитию международного и регионального бизнеса «Голден Телеком» Андрей Патока:

 — Северо-Западный регион является одним из самых приоритетных для развития нашей компании. Недавно мы объявили о начале реализации новой стратегии развития бизнеса, которая позволит укрепить здесь наши рыночные позиции. Мы присутствуем во многих городах округа как в виде филиалов, так и в виде дочерних и совместных предприятий. Для лучшего управления мы назначили петербургский филиал компании главным координирующим центром деятельности «Голден Телекома» на Северо-Западе. Ему делегированы обширные полномочия по оперативному управлению деятельностью компании, включая самостоятельное планирование и развитие услуг, привлечение клиентов, проведение собственной политики продаж, разработку бизнес-планов и обоснование новых инвестиций для наших местных предприятий.

Центральный офис «Голден Телекома» принял такое решение в связи с тем, что петербургский филиал — одна из ведущих региональных компаний в нашей сети. В этом году, по нашим ожиданиям, выручка здесь составит более $50 млн. Кроме того, в сжатые сроки было проведено операционное объединение с компанией «Коминком — Комбеллга» в СЗФО. Филиал одним из первых перешел на единый товарный знак «Голден Телеком», вслед за ним ребрендинг провели и другие города, где услуги предоставлялись под товарным знаком «Коминком».

Развитие бизнеса «Голден Телеком» происходит не только за счет органичного роста, но и за счет новых приобретений. Недавно, например, «Голден Телеком» приобрел компанию «ВестБалт Телеком» в Калининграде. В планы холдинга входит передача управления этой компанией петербургскому филиалу.

Рубрики: Фиксированная связь, Интернет, Маркетинг, Оборудование, Финансы

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

18.04.2024 В Петербурге назвали самых востребованных голосовых помощников

09.04.2024 Цифровой сервис «Развитие территорий» расскажет о работах по благоустройству рядом с домом

09.04.2024 Яндекс представил Карты с персональными рекомендациями

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода