Шаги в цифровизацию. «Ростелеком» ставит на промышленность

Россия на государственном уровне взяла курс на цифровизацию различных отраслей промышленности. Так что не удивительно, что компании, работающие в ИКТ-индустрии, заинтересованы в том, чтобы найти свое место в этом процессе. Телекоммуникационные компании работают над решением этой задачи весьма активно, однако говорить о большом количестве реально работающих кейсов пока рано. Тем ценнее те проекты, которые не просто запущены, но уже подтвердили свою состоятельность или позволили апробировать новую бизнес-модель. Несколько подобных проектов представил «Ростелеком» в Архангельской области.

Миллионы на лампочках

Предприятия российского оборонно-промышленного комплекса сейчас находятся в довольно сложной ситуации. С одной стороны, государство инвестирует в «оборонку», а с другой стороны, требует от заводов вывода на рынок и конкурентоспособной гражданской продукции, причем в довольно большом количестве – до 30% от общего объема к 2025 году и порядка 50% к 2030 году.

Однако пока доля гособоронзаказа существенно выше плановой. Так, директор ассоциации «Кластер судостроения и производства морской техники Архангельской области» Сергей Смирнов рассказал, что пока процесс увеличения доли гражданских заказов идет медленно. В Целом загрузка предприятий кластера увеличилась в 1,7 раз, и именно оборонзаказ все еще является драйвером развития отрасли. Хотя развитие таких проектов, как Северный морской путь уже оказывает положительное влияние. Но чтобы процесс работы с гражданским сектором продолжил развиваться, предприятиям необходимо прежде всего оптимизировать издержки.

Цифровизация для предприятий кластера – инструмент, который в таких сложных как раз и позволяет снизить издержки. Один из примеров – борьба за энергоэффективность с помощью инновационных технологий. Такой проект уже реализован «Ростелекомом» в АО «Центр судоремонта Звездочка».

Так, «Ростелеком» заключил со «Звездочкой» энергосервисный контракт, в рамках которого произвел модернизацию сети освещения цехов, энергоблоков, уличного освещения и пирсов. Всего была произведена поставка и монтаж более 1 тыс. современных светодиодных светильников различной конфигурации и заменены более 8,5 км кабеля. Стоимость договора составила 22,5 млн рублей.   

Результатом проекта стало снижение затрат на электроэнергию. Так, только пилотный проект, реализованный в одном цеху в 2016 году, привел к экономии порядка 3 млн рублей в год. Реализация всего проекта позволит экономить порядка 10 млн рублей в год, однако точно оценить экономию сложно, так как потребление электроэнергии зависит от загрузки цехов, а она сейчас увеличивается – заказов становится больше.

Кроме того, проект привел к росту эффективности всего производства. Как объяснил представитель предприятия, изменился уровень освещенности цехов, а следовательно, улучшились условия труда. Результатом этого стало увеличения качества выполняемых работ и – как следствие – общая эффективность производственных процессов.

Заметим, что к «Индустрии 4.0» и прямой цифровизации производства данный проект не имеет отношения, однако он важен как пример применения новой бизнес-модели – сервисного контракта. Фактически сотрудничество с «Ростелекомом» позволяет предприятию не вкладывать собственных средств в модернизацию системы освещения. Модернизация проводится за счёт средств исполнителя, который в дальнейшем возмещает затраты за счёт достигнутой на объекте экономии.

При этом само предприятие может не искать подрядчика по замене системы освещения в регионе, а воспользоваться ресурсами крупной корпорации, которая выступает как единое окно или центр компетенции. Кроме собственно замены светильников и сетей оператор предлагает заказчику еще и интеллектуальную систему управления освещением.   

Примечательно, что компетенции архангельского филиала «Ростелекома» в области энергосервисных контрактов востребованы и на уровне администраций населенных пунктов. Проекты уже реализуются в самом Архангельске и в Северодвинске. Любопытно, что непосредственно для модернизации систем освещения «Ростелеком» привлекает подрядчика, а осуществлять сервисную поддержку и обслуживание будет своими силами.

Что касается цифровизации непосредственно производства, то и здесь у «Ростелеком» уже есть совместные с кластером проекты. В первую очередь они ориентированы на снижение затрат на проектирование. Сергей Смирнов напомнил, что сейчас в судостроении активно используется блочно-модульный принцип. Планы по строительству судов подразумевают строительство модулей разными предприятиями как внутри области, так и за ее пределами. Для того, чтобы процесс шел эффективно, необходимо обмениваться проектной документацией. Осуществлять это без использования единого информационного пространства невозможно. ЦОДы «Ростелекома» позволяют осуществлять обмен такой информацией и ее хранение. Предприятия, вовлеченные в работу над одним проектом, могут получить простой доступ к нужной информации и делиться ею.

Путь к умному животноводству

ОПК – не единственная индустрия, с которой удалось договориться «Ростелекому». В Архангельской области реализуется проект по переводу крупных корпоративных клиентов на современную оптическую сеть связи, что открыло новые возможности. Так, интересный проект реализован в сельскохозяйственном производственном кооперативе «Холмогорский племзавод», где организовано видеонаблюдение за коровниками.

Заметим, что молочное животноводство в России проигрывает по рентабельности свиноводству или птицеводству: рентабельность в сегменте разведения молочного крупного рогатого скота составляет лишь 8 % (по данным Росстата). Так что внедрение цифровых технологий здесь сдерживается в том числе отсутствием денег на это. Все, что внедряется, должно либо повышать прибыль, либо сокращать издержки.

«Холмогорский племзавод» не исключение. Несмотря на то, что предприятие регулярно получает отраслевые награды, проблем здесь очень много. Как рассказали представители менеджмента компании, для эффективности работы предприятия весьма значимо качество продукции. Оно же зависит не только от качества кормов и удоев, но и от человеческого фактора. Причем, последний может оказаться судьбоносным.

К примеру, если молоко от проходящей лечение антибиотиками коровы попадет в общий резервуар, то на молокозаводе не примут всю поставку. К сожалению, сотрудники могут ошибаться, а следить за работой каждого из них невозможно, так что и доказать вину конкретного человека нельзя. Руководство племзвода надеется, что наличие видеонаблюдения повысит ответственность персонала и минимизирует количество подобных происшествий, что в конечном счете снизит потери предприятия.

В руководстве племзавода сегодня видят в системе видеонаблюдения важнейший инструмент повышения контроля за сотрудниками. На данный момент это фактически единственный доступный предприятию инструмент. Дело в том, что раньше персонал получал зарплату и премии, размер которых можно было регулировать в зависимости от качества работы отдельных сотрудников. Сейчас размер МРОТ потребовал от предприятия отказаться от системы премирования, так что наказывать нерадивых сотрудников рублем уже не получается. Видеонаблюдение должно если не решить проблему качества работы персонала, то хотя бы минимизировать ее.

Для организации системы видеонаблюдения «Ростелеком» проложил до здания администрации предприятия волоконно-оптическую линию связи, а до коровников – радиорелейную линию. Видеокамеры расположены непосредственно в коровниках и в родильном отделении. Видеозаписи хранятся 7 дней, что позволяет просмотреть их в случае происшествий. Отдельного сотрудника для постоянного мониторинга происходящего в коровниках пока на племзаводе нет.  

Будущее – в цифровизации

В «Ростелекоме» уверены, что подобные проекты – лишь начало. Для оператора это прежде всего наращивание собственных уникальных компетенций, которые будут востребованы в процессе выстраивания и развития цифровой экономики.

По итогам 2017 года, как рассказал Алексей Нестеров, заместитель директора макрорегионального филиала «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком», директор по работе с корпоративным и государственным сегментами, доля инновационных услуг для бизнеса в общей структуре выручки компании достигла 60 %. Для сравнения: в 2010 году этот показатель составлял лишь 30 %.

Среди перспективных направлений, в развитие которых инвестирует «Ростелеком» – биометрия, умный город, инфобезопасность, ГИС, облака и т.д. И те проекты, которые реализуются в отдельных регионах или не предприятиях, впоследствии могут быть тиражированы.

Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Фиксированная связь, Интернет, Интеграция, Безопасность

наверх
 
 
     
Оставить комментарий
Имя:
E-mail:
Комментарий (не более 2000 знаков):



     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

24.09.2018 Автомобильная промышленность: от CaaS к Maas

21.09.2018 Рынок ПК ждет оживление

19.09.2018 Земные трудности телеком-рынка. Обсудили в Петербурге

11.09.2018 Мобильные приложения СЭД: шаг к унификации

10.09.2018 Будущее медицины: бионанороботы, Big Data и СЭД

06.09.2018 Налоги и таможню ждет цифровое будущее

05.09.2018 Временная неудача VR

05.09.2018 Как MaaS изменит города

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода