Как MaaS изменит города

В контексте растущего уровня перегруженности городов транспортом и увеличения негативного воздействия автомобилей на окружающую среду неудивительно, что усилия представителей и бизнеса, и госуправленцев, и научного сообщества сосредоточены на поиске путей повышения эффективности перевозок в городской среде. Катализатором для этого изменения стал принцип Open Data, в котором города выпускают как можно больше данных о транспорте, что позволяет компаниям адаптировать услуги к разрыву в охвате. Из этих инициатив и развилась концепция MaaS (Мобильность как услуга), которая рассматривается как способ увеличения пропускной способности общественного пассажирского транспорта, снижения трафика на дорогах, и повышения тем самым качества жизни граждан. Хотя MaaS не является новой концепцией, это скорее эволюция требований мобильности клиентов и моделей ценообразования, которая объединяет разрозненные методы вместе в сплоченном целом, уверены в Juniper Research, опубликовавшем исследование «Почему MaaS – это будущее городского транспорта».

Решения MaaS, как отмечают аналитики Juniper Research, направлены на повышение удобства и пользователей, и перевозчиков за счет использования единой учетной записи или приложения для предоставления различных услуг по мобильности, начиная от общественного транспорта (например, проезда по железной дороге или в метро) и аренды авто до услуг агрегаторов такси и (в будущем) беспилотных автомобилей. Идея заключается в том, что данные транзита становятся общедоступными и используются для создания новых гибких сервисов.

Терминологическая определенность

Juniper Research определяет MaaS как решения для городского транспорта, интегрированные в единую платформу, благодаря которой пользователи могут определять лучший маршрут и цену в нескольких сквозных туристических услугах и режимах в соответствии с данными в реальном времени – например, с интенсивностью дорожного трафика, временем суток и спросом.

MaaS потенциально приведет к созданию новых бизнес-моделей в транспортном секторе благодаря наличию богатых данных и унификации нескольких платформ и предприятий и позволяет улучшать планирование и управление транспортом. Среди наиболее значимых последствий внедрения концепции MaaS – снижение воздействия на окружающую среду, увеличение использования общественного транспорта и сокращение владения автомобилем.

Сегменты MaaS

Сегменты MaaS 

По данным Juniper Research

Центральным элементом эволюционирующей экосистемы MaaS является принцип Open Data. Этот подход был впервые популяризирован в Лондоне мэрией и TfL (Transport for London). Данные, доступные из TfL, включают в себя показатели качества воздуха, данные автобусов, автобусов и дорог, и многие другие. Наборы данных доступны через открытые API, что позволяет легко интегрировать их в сторонние приложения. Данные предоставляются властями свободно, в надежде, что они могут быть использованы для совершенствования услуг, предлагаемых в городах, и создания инновационных транспортных решений.

Недавние исследования, проведенные Deloitte, показывают, что TfL генерирует годовые экономические выгоды и экономию до 130 млн фунтов стерлингов ($173,4 млн) в год. В том числе, экономия времени для пассажиров на сумму 70-90 млн фунтов стерлингов ($89,3-114,8 млн) в год. Улучшение планирования перевозок позволило сэкономить порядка 20 млн фунтов стерлингов ($25,5 млн) в год. Коммерческие возможности для разработчиков оцениваются в 12-15 млн фунтов стерлингов ($15,3- 19,1 млн) в год.

Города на пробу

В настоящее время MaaS находится на ранних стадиях развертывания в ряде городов и регионов. Этот зарождающийся этап отражает проблемы, которые возникают для широкомасштабного развертывания MaaS.

Первые реальные эксперименты с концепцией появились в 2013 году в шведском Гетеборге – проект UbiGo. В тестировании участвовали 100 шведских домохозяйств. За этим последовала идентификация концепции в Финляндии в магистерской диссертации, подготовленной студентом Sonja Heikkilä в партнерстве с Helsinki City Transport. Это определило требования к широкомасштабному развертыванию MaaS, которые создали основу для дальнейшего развития.

После этого, как отмечают аналитики, MaaS достиг точки, когда несколько городов и муниципальных властей начали изучать введение MaaS. Среди них Хельсинки и Стокгольм, где развертываются первые полноценные системы MaaS. Решение MaaS также было развернуто в Вене на основе приложения WienMobil.

Однако, несмотря на эти проекты, аналитикам очевидно, что MaaS все еще находится на ранней стадии разработки. Большинство поставщиков предлагают услуги, которые относятся только к одному элементу мобильности. Со временем, вполне вероятно, MaaS разовьется. Подтверждения этому уже есть. Например, Uber начинает предлагать услуги байкшеринга в отдельных городах, а опции общественного транспорта интегрированы в приложение DiDi Chuxing.

Цифровое будущее MaaS

Juniper обнаружила, что принятие платформ MaaS уже к 2023 году заменит более чем 2,3 млрд городских поездок на частном автомобиле. Это эквивалентно 18-кратному количеству поездок на такси через Нью-Йорк в 2016 году. Для сравнения: в 2018 году этот показатель составит 17,6 млн.

Самой активной в принятии MaaS будет, по прогнозам аналитиков, Западная Европа. Здесь к 2023 году будет совершено 83 % всех поездок в рамках концепции MaaS.

Общее количество частных автомобильных поездок, замененных поездками в рамках MaaS

Общее количество частных автомобильных поездок, замененных поездками в рамках MaaS 

По данным Juniper Research

Аналитики уверены, что успех партнерских отношений между государственным и частным секторами, высокое качество предоставления транспортных услуг и положительные результаты испытаний являются основными факторами принятия MaaS в Европе. Весомым драйвером будет необходимость решения проблем экологии в городах.  

Juniper предсказывают, что рост MaaS в США будет медленным, учитывая сильно фрагментированный характер государственной и федеральной систем в сочетании с мягкой законодательной поддержкой для регулирования «свободного рынка». Нынешняя нехватка федерального интереса к решению экологических проблем также означает, что одного из ключевых драйверов для развертывания MaaS в США нет. 

Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Интернет, Оборудование, ПО

наверх
 
 
     
Оставить комментарий
Имя:
E-mail:
Комментарий (не более 2000 знаков):



     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

24.09.2018 Автомобильная промышленность: от CaaS к Maas

21.09.2018 Рынок ПК ждет оживление

19.09.2018 Земные трудности телеком-рынка. Обсудили в Петербурге

11.09.2018 Мобильные приложения СЭД: шаг к унификации

10.09.2018 Будущее медицины: бионанороботы, Big Data и СЭД

06.09.2018 Налоги и таможню ждет цифровое будущее

05.09.2018 Временная неудача VR

05.09.2018 Как MaaS изменит города

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода