rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Петербуржцы в онлайн-шопинге предпочитают локальные и зарубежные магазины

Эксперты Яндекс.Маркета и GfK Rus пришли к выводу, что на темпы развития рынка онлайн-торговли в этом году сильно повлияли пандемия и режим изоляции. Те, кто и раньше покупал онлайн, стали делать это более регулярно и расширили спектр категорий приобретаемых товаров. Те, кто не покупал ранее, начали пользоваться онлайн-магазинами. Благодаря этом по итогам года рост рынка составит более 40%, а доля онлайн-торговли в структуре российского ретейла займет порядка 10%.

Кроме того, на рынок оказало влияние принятое в период пандемии постановление, расширяющее возможности онлайн-торговли: например, доставку на дом теперь могут осуществлять аптеки. Пока это не касается маркетплейсов, но, возможно, последние скоро тоже смогут доставлять лекарственные препараты. Кроме того, раньше принимать карту МИР должны были магазины с выручкой более 40 млн в год, а теперь и те, выручка которых более 20 млн рублей в год. Соответственно, эти магазины также подключают возможности оплаты картами – это увеличивает число тех, кто пользуется их услугами.  

Как рассказал руководитель отдела маркетинговых исследований Кирилл Шпара, на данный момент годовой объем рынка онлайн-торговли в стране составляет порядка 2 трлн рублей, что соответствует порядка 9 % всего товарооборота страны. При этом активно растет сегмент покупки продуктов питания: на данный момент порядка 40% онлайн-покупателей делали подобные заказы.

В глобальных масштабах онлайн-торговля растет весьма активно: на данный момент ее доля в объеме всех видов ретейла составляет порядка 17%, а уже в 2023 году превысит 20%.

России при этом до среднемировых показателей еще далеко: доля онлайн-торговли хоть и вырастет в 2020 году с 6% до 9%, но это все еще почти в два раза ниже, чем показатели в среднем по миру. И уж точно уступает Китаю, где доля онлайн-торговли составляет 24%. 

За год рынок онлайн-торговли в РФ вырос на 45 %, и по темпам роста РФ в числе глобальных лидеров. Но при этом траты на одного человека сильно меньше, чем в том же Китае. Как отметил Кирилл Шпара, потенциально данный показатель можно увеличить еще раз в 5.  

Доля онлайн-покупателей в возрастной категории 16-65 лет за последние шесть лет утроилась. В этом году каждый второй россиянин совершал покупки в интернете. Но если посмотреть на потенциал с точки зрения количества покупателей, то ситуация выглядит следующим образом. В стране порядка 70 млн посетителей интернет-магазинов, но лишь 51 млн из них регулярно совершают покупки. Любопытно, что из этого числа 2 млн составляют дети, которые также делают покупки самостоятельно, даже не ставя родителей в известность. Таким образом, в категории старше 16 лет насчитывает чуть менее 50 млн покупателей – это на 8 млн больше, чем годом ранее.

При этом лидером и по проникновению онлайн-торговли, и по динамике прироста аудитории является, безусловно Москва. Здесь 73% жителей являются онлайн-покупателями, причем за год прирост составил 13%. На 9% и 10% соответственно выросло число покупателей в небольших городах и сельских населенных пунктах и городах с населением 100-500 тыс. В городах 500+ тыс. прирост составил 5%, но и уровень проникновения интернет-торговли здесь достаточно высок.

Так как крупные города являются драйвером рынка интернет-торговли, то доля онлайн-покупателей выше в регионах, где таких населенных пунктов больше. Так что лидерами являются ЦФО с 62% и УФО с 56%. В Сибирском ФО вместе с Дальним Востоком показатель равен 48%, а в СЗФО – 47%.

Коронавирус оказал существенное влияние на рынок онлайн-торговли. Так, увеличился охват в некоторых категориях – например, одежда и обувь для взрослых, средства личной гигиены, продукты и напитки. Выросла и частота покупок, а средний чек снизился – именно за счет роста частотных категорий. При этом заметно снизился охват трансграничной торговли: кому-то просто не хотелось идти на почту, да и логистика была хуже, плюс были определенные страхи относительно посылок из других стран. 

Аналитики рассказали, что в течение весны видели любопытную трансформацию спроса: сначала люди обустраивали свой домашний офис, покупали столы, кресла, компьютерную периферию. Потом рос спрос на машинки для стрижки, средства для снятия гель-лака и т.д. В мае большой рост спроса на товары для спорта, а также на комплексы для похудения. При этом в первую волну люди закупались впрок – в том числе это касалось продуктов питания, а сейчас этого не видно: покупают с меньшим средним чеком, но более регулярно. Осенью заметили, что люди в определенный момент начали активно покупать лампы – либо осень повлияла на освещенность, либо поняли, что ситуация скоро не закончится, поэтому места для онлайн-трансляций стали делать более комфортными.

Также любопытно, что потребители считают подходящими для онлайн-покупок далеко не все товары. Например, алкоголь многие не считают таковым, как и лекарства. При этом москвичи и петербуржцы – самые лояльные к интернет-торговле: 37% и 29% респондентов соответственно считают все товары подходящими для онлайн-покупок. 

Город с онлайн-запросами

Аналитики отметили, что рынок Петербурга – один из самых сложных в РФ, сам формирует тренды и ставит вызовы перед игроками рынка. Отличие в привычках обусловлено в том числе тем, что есть много сильных локальных игроков. За год рынок онлайн-торговли в Петербурге вырос на 54% – это больше, чем в среднем по РФ. Доля интернет-покупателей здесь составляет 68 %. Что касается динамики в отдельных возрастных группах, то в Северной столице росла доля молодых покупателей: 17 % покупателей – это люди в возрасте от 16 до 24 лет.  

Примечательно, что петербуржцы покупают одинаково активно и в российских, и в зарубежных магазинах. Здесь сильнее других городов развита покупка в отечественных магазинах, в том числе локальных, к тому же в регионе зафиксированы продвинутые покупки не в китайских, а в англоязычных магазинах.

Самыми популярными причинами для совершения покупок именно онлайн в Петербурге являются возможность сравнивать цены, не тратить время на поездки и совершать покупки из любой локации. Причем эти показатели петербуржцы ценят больше, чем россияне в среднем. Любопытно, что для петербуржцев важным параметром является безопасность в период коронавируса: в городе непростая ситуация с коронавирусом, и это сказывается на предпочтениях. 

Локальные магазины петербуржцы любят: 40% людей при прочих равных купят в локальном магазине – это обусловлено именно наличием локальных игроков. Но 56% составляют те, кто не видит разницы и готов покупать в любом интернет-магазине. При этом петербуржцам свойственен здоровый консерватизм: четверть покупает в новых магазинах. Еще одна локальная особенность – более высокая, чем в среднем по РФ, частота покупок: 63% покупают раз в несколько дней. 

Чаще всего петербуржцы покупают одежду и обувь – это соответствует тренду перехода от специализированных покупок к более частотным. Инструментом для совершения покупок все чаще становится смартфон. Доля покупок с мобильных устройств выросла с 26% до 41 %. 

При этом доля оплаты наличными стала небольшой. Пока чаще всего совершается предоплата банковской картой, хотя доля оплаты картой при получении тоже растет. Оплата в момент доставки – то, что предпочитает большая часть петербуржцев.  

Что касается доставки, то доля самовывоза в регионе снижается, растет доля курьерской доставки. В пиковые месяца изоляции курьерская доставка росла очень существенно. Оптимальное время ожидания в регионе составляет 3 дня, больше 8 дней люди не готовы ждать. Такие результаты амбициозны, потому магазинам приходится работать над своими логистическими площадками.

Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Интернет, Маркетинг, Торговые сети, Финансы

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

25.11.2021 Библиотечное настоящее: есть ли место технологиям

18.11.2021 Приручить беспилотники

11.11.2021 AI Journey: ИИ и немного этики

10.11.2021 Блокчейн позволит сэкономить 10 миллиардов долларов на трансграничных платежах

25.10.2021 Документооборот на пути цифровой трансформации

20.10.2021 Спасительный лайфхак для классического ретейла

14.10.2021 Schneider Electric намерен ускорить декарбонизацию

12.10.2021 Mail.ru натянул VK на глобус

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода