Use-кейсы без права на ошибку
Как заметил в ходе своего выступления на сессии в рамках Smart Cities Moscow 2021 Василий Бровко, директор по специальным поручениям госкорпорации Ростех, для всех вендоров важны понятные утвержденные use-кейсы, которые имели бы экономическую целесообразность. Это необходимо, потому что по большому счету 5G сегодня является лишь объемным маркетинговым продуктом, который активно обсуждается рынком и многие операторы делают тестовые площадки, придумывая сервисы, которые могли бы дать экономию конкретным потребителям.
Эти use-кейсы можно поделить на два типа: операторские и индустриальные. Они отличаются внутренней логикой, и, соответственно, у крупных компаний возникает вопрос, готовы ли они отдавать какие-то свои критические сервисы на сторону операторов – чаще всего ответ отрицательный. Все use-кейсы должны быть просчитаны.
По словам Василия Бровко, города к реализации пилотов в области 5G готовы – как минимум, крупные города. А для остальных пока остро стоят вопросы, какие сервисы будут предоставляться и можно ли их предоставлять на других сетях. Пока оказывается, что LTE на 80 % заменяет потребности в 5G. Та же телемедицина или хирургические операции на расстоянии не являются теми проектами, за которые кто-то в нашей стране готов платить – это разве что пиар-проект.
Операторы в общем и не отказываются от работы над use-кейсами. Так, Алеся Мамчур, директор по стратегическому развитию «Ростелекома», заметила, что все участники рынка поддерживают концепцию индустриальных полигонов для пилотирования use-кейсов, которые потом будут развертываться на сетях. При этом площадка такого полигона может быть развернута и в партнерстве с одним из крупных городов. Но при этом нужны меры поддержки заказчиков.
Виктор Белов, вице-президент по технике МТС, уверен, что далеко не все идеи использования 5G уже на поверхности – до многих люди пока так и не додумались и технология-enabler пока рынку не известна. Есть пласт кейсов, которые уже видны, потому что они назрели – в первую очередь это автоматизация транспорта. Сколько бы ни говорили о том, что транспорт должен быть полностью автономным и не зависеть от коммуникаций, какую-то часть решений транспорт будет принимать локально, но без централизованной системы управления мы не получим даже половины преимуществ, которые могли бы получить. Без централизованного управления, уверен эксперт, решить транспортную проблему будет невозможно, а реализовать такое управление нельзя без сетей 5G. Так что МТС видит свою задачу в том, чтобы выступать катализатором или точкой сбора для реализации use-кейсов, и как раз для этого строят пилотные зоны.
Технологический плач Ярославны
Отдельный блок проблем, который пока не решен, эксперты характеризуют как технологический. И, по словам Виктора Белова, с ним все не так просто. Ранее при смене поколений связи наблюдалось инкрементальное (пошаговое, последовательное) изменение того, как сеть работает. 5G строится совсем иначе. Эксперт привел такой пример: представьте, что сеть оператора превращается в большое распределенное облако, из которого наружу торчат разные способы доступа к этой сети, том числе и 5G. Новая сеть строится принципиально по-другому, принципиально другие ресурсы предоставляет, а приложения, которые поверх этих сетей будут работать, тоже будут устроены совсем не так, как сейчас.
Через 5 лет вычисления в мире уже достаточно сильно распределятся: централизованная модель, на которую опирались много лет, при которой в дата-центрах собирались ресурсы для ее обработки, станет неактуальной. Впереди, по прогнозам Виктора Белова, мир ждет многолетний тренд на децентрализацию, потому что объемы информации будут расти и в «концентрированных» местах ее обработать будет невозможно.
Пример – видеоаналитика. Городу, возможно, хотелось бы получать гораздо больше информации о том, что происходит на улице – и речь не только про безопасность. Например, по городу могут ездить машины, которые круглосуточно снимают всю дорожную сеть, знаки, разметку, остановки, анализируют изменения и автоматически информируют городские службы о возникновении проблем или течении запланированных изменений. Для создания таких систем требуются распределенные вычислительные ресурсы. И примеров таких будет все больше.
Резюмируя, можно прогнозировать, что запуск сетей связи пятого поколения потребует перестройки и других технологических составляющих.
Алеся Мамчур видит более приземленные проблемы уже сейчас. По ее словам, уровень ответственности игроков за ситуацию на рынке в этот раз повысился, потому что развитие сетей связи пятого поколения будет проходить на отечественном оборудовании и это серьезный вызов для операторов связи. В частности, операторы стали еще и заказчиком, так как формируют техтребования к решениям, которые появятся в конце 2023 – в 2024 году.
К тому же, по мнению Алеси Мамчур, в процессе закупки отечественного оборудования операторам потребуется поддержка – конкурентная цена на это самое оборудование.
А с ценой как раз проблемы могут быть. Василий Бровко уверен: на первом этапе вряд ли будет в полной мере возможно из-за эффекта масштаба, чтобы стоимость отечественных решений не превышала цену зарубежных. Проще говоря, чем больше продукции вендор выпускает, тем дешевле она обходится операторам. Рынок же для отечественных вендоров ограничен – по крайней мере пока, так что и ждать низких цен наивно. Правда, как заметил Василий Бровко, у нас есть преимущество – рублевая зона, которая в условиях слабого рубля создает для отечественных производителей преимущества.
Бег с регуляторными барьерами
И разумеется, мешает развитию 5G в России регулирование. Василий Бровко уверен, что проблему с частотными ограничениями нужно решить. Тот самый золотой диапазон, который активно используется в мире, в РФ не доступен, и нет ощущения, что это изменится. Предлагаемый диапазон для большинства стран является резервным или вообще не задействуется.
Алеся Мамчур убеждена, что развитие пятого поколения требует регуляторных изменений. В первую очередь, они касаются частотного вопроса: доступ к радиочастотному спектру должен быть упрощен – это необходимое условие. Операторское сообщество считает, что чем больше спектра будет выделено, тем больше средств можно будет инвестировать в развитие сетей. И речь не только про «золотой» диапазон, но и, к примеру, про 700-тый. Также нужно решать вопрос о новых механизмах динамичного доступа к частотному спектру – он бы позволил снизить ограничения на развертывание сетей 5G. Также важный вопрос – сокращение и упрощение разрешительных процедур – во многих странах этот вопрос решен лет 10 назад. Еще одно из направлений – изменений санитарно-эпидемиологических нормативов.
Виктор Белов заметил, что нужно помнить, что операторы связи – это бизнес, и чтобы бизнес начал вкладываться в проект, ему нужно понимать на длинном промежутке времени, как он будет работать. Если не понятны даже условия входа в проект, то просчитать бизнес-модель и спланировать инвестиции нельзя. И речь не только про вкладывание денег в 5G – это будет, скорее, перелокация инвестиций из четвертого поколения в пятое. Причина в том, что трафик растет, люди все больше пользуются цифровыми сервисами, поэтому требуется фундаментально увеличивать частотную полосу для всех поколений связи, иначе скоро стоимостная кривая «загнется» и операторы будут не в состоянии за счет получаемых доходов расширять пропускную способность.
Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)
Рубрики: Мобильная связь, Интернет, Регулирование