Технология MNP (Mobile Number Portability) реализована во многих странах мира. Общий смысл – номер как бы выкупается абонентом, а не «арендуется» им у оператора связи (при том, что последний может его менять когда и как захочет). А, соответственно, пользователь – собственник номера, выбирает, какой оператор будет его обслуживать.
Татарский эксперимент
В России идея внедрения MNP обсуждается уже много лет, в 2005 году связное ведомство даже представило проект нормативного акта по этому вопросу. Но потом само же министерство и заморозило идею. Причины назывались разные, в том числе – относительно невысокий уровень цифровых сетей фиксированной связи, что лишало бы часть абонентов стационарных телефонов возможности перехода. А только для «сотовиков» прогрессивную технологию решили не внедрять.
В этом году рассмотрение вопроса организации опытной зоны инициировали инфокоммуникационный союз и министерство информатизации и связи республики Татарстан. «Услуга MNP внедрена во многих экономически развитых странах мира и, отчасти, отражает высокий уровень развития сетей связи этих стран, а также степень заботы местных регуляторов связи о конечных потребителях – абонентах», – уверены авторы идеи.
Участники научно-технического совета, состоявшегося вчера под председательством заместителя министра связи и массовых коммуникаций РФ Наума Мардера, в целом поддержали идею создания опытной зоны в Татарстане. В то же время было признано, что 100-процентная цифровизация является необходимым, но не достаточным условием для внедрения новой услуги. Поэтому конкретных сроков назвать пока нельзя. Федеральное министерство, также, в целом, за внедрение MNP: «Любая услуга – это право пользователя и одновременно обязанность оператора. Потому регулятор в первую очередь обязан выступить в пользу интересов пользователя, давая возможность выбора новых услуг связи», – заключил Наум Мардер.
Необходимо также будет проработать правовую базу и решить множество технических и организационных вопросов. Например, вправе ли прежний оператор брать плату за «отпускную»? Можно ли менять компанию только внутри региона или абонент вправе бесплатно «мигрировать» в другую область? Как, в таком случае, будет тарифицироваться входящий звонок? И т.д.
Три пишем, два в уме
Сейчас желающие сохранить номер при смене оператора вынуждены платить за переадресацию. Ее стоимость равна, как правило, тарифу на исходящие звонки. С введением MNP исчезнет необходимость двойной оплаты, а у операторов появится новый стимул для переманивания клиентов - как снижением тарифов, так и улучшением качества услуг. Причем «переманить» можно будет не только тинэйджеров, или иных «бюджетных» абонентов, которые и сейчас меняют оператора в поисках низких цен, но и состоятельных клиентов. А возможно, даже, и корпоративных. В настоящее время многие из них желают, но не имеют возможности поменять компанию, так как. изменение номера приведет к потери контактов.
В крупнейших сотовых компаниях (так называемой «большой тройке») неоднозначно оценивают новую идею: «MNP – хороший рычаг стимулирования зрелого рынка, более спокойного чем у нас, – уверены в компании «Мегафон». – В фазе зрелости переносимость номера способна придать импульс развитию рынка, стимулирует обострение конкуренции. Сегодня же конкуренция на рынке итак достаточно высока, по подключениям новых абонентов мы все еще работаем на растущем рынке, несмотря на высокий уровень проникновения сотовой связи. Поэтому в этой ситуации внедрение MNP сейчас может не дать компаниям реальных конкурентных преимущества. На наш взгляд, ее внедрение лучше проводить на зрелом рынке, когда уже не будет высокого оттока в сетях».
В «Билайне» и в МТС поддерживают инициативу Татарстана: «Мы считаем, что от внедрения MNP выиграют операторы, обладающие сильным брендом, предлагающие максимально широкий спектр услуг по оптимальной цене и национальной сетью сервисного обслуживания и роуминга. То есть, прежде всего, выиграют операторы «большой тройки», и в этом смысле введение MNP для нас благоприятно», – утверждают в пресс-службе МТС.
Однако у всех операторов есть множество вопросов, особенно финансовых: «MNP потребует дополнительных затрат операторов, в первую очередь на замену ИТ-платформ, на расширение емкости сигнальной сети. Конкретные затраты на данном этапе мы озвучить не можем, но они будут достаточно значительными, что может привести к росту стоимости услуг для конечных пользователей», – поясняет Ксения Корнеева, пресс-секретарь группы компаний «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн»).
«По нашим данным, процедуры, связанные с введением MNP для такого оператора как МТС обойдутся примерно в 130 млн. долларов, – говорит пресс-секретарь компании Юлия Неменова. – Стоимость организации клирингового дома, по нашей оценке, составит порядка 47 млн долл (без учета стоимости каналов связи). Доработки потребуют процедуры расчетов с абонентами и операторами: потребуется ввод дополнительной функциональности оборудования коммутационной подсистемы, платформ дополнительных услуг и так далее. Предстоит решить вопрос информирования абонента о стоимости услуг, чтобы при разной стоимости внутрисетевых и межсетевых звонков абоненты у операторов, абоненты могли ориентироваться в том, сколько они платят за звонок».
По мнению МТС, основным вопросом в реализации инициативы на текущий момент считаем необходимость определить, кто станет держателем номерной базы абонентов, и как будут регламентированы эти отношения. «Технически переход от одного оператора к другому с сохранением номера будет возможен, но потребует более сложной, а следовательно более дорогостоящей цепочки переключения вызова на абонента (вызов поступает на сеть оператора, к которому абонент изначально был подключен, затем переадресовывается на «базу» и далее распределяется в сети оператора, к которому перешел абонент)», - комментирует Неменова.
Внедрение MNP позволит экономить и бюджетные средства. Ведь сейчас конкурсное размещение госзаказа на обслуживание рабочих сотовых телефонов чиновников превращается в фикцию: заказчик обоснованно требует сохранения номера, а потому участвовать в конкурсе или иной процедуре может только один оператор.
Антон Одынец, "Фонтанка.ру"
Источник: Фонтанка.ру (http://www.fontanka.ru)
Редактор раздела: Юрий Мальцев (maltsev@mskit.ru)
Рубрики: Мобильная связь, Регулирование