Информационный портал ITSZ

Оригинал документа: http://spbit.su/news/n86711/


     
 

В полигон для NFC. Превратилось петербургское метро

23.11.2010 02:09
Российское метро стало своего рода полигоном для тестирования возможностей технологии NFC (Near Field Communication), активно используемой за рубежом для платежных сервисов. В частности, вчера, 22 ноября 2010 года, о старте опытно-коммерческой эксплуатации сервиса по оплате проезда в Петербургском метро объявил Северо-Западный филиал ОАО «МегаФон». Проект запущен в партнерстве с ГУП «Санкт-Петербургский Метрополитен» и при содействии Правительства Санкт-Петербурга. Запуск в коммерческую эксплуатацию запланирован на конец текущего года. В Москве тестирование подобного сервиса осуществляет МТС.

NFC (Near Field Communication) – беспроводная связь, работающая на частоте 13,56 Мгц на расстоянии до 10 см. Для ее использования необходим специальный чип. Технология была принята как стандарт в 2003 году и наибольшее распространение получила в Японии, где кроме оплаты проезда пользователи получают возможность оплаты заказов в кафе и ресторанах. Что касается Европы, то с 2006 года сервис используется для оплаты проезда и расчетов на АЗС в Великобритании, с апреля 2009 года О2 запустил тестовую зону в городе Плзень (Чехия), где абонентам получили возможность расплачиваться с помощью мобильных телефонов за проезд на автобусе и за покупки в некоторых местных магазинах. В мае 2010 года тестовая зона по оплате проезда на городском транспорте развернута во французской Ницце Orange, SFR и Bouygues Telecom. Телефоны используются для оплаты проезда в метро также в Германии. Vodafone реализует экспериментальный проект с испанской железнодорожной компанией Renfe по оплате проезда посредством мобильного телефона с SIM-картами со встроенным NFC модулем.

В рамках проекта компании «МегаФон» пользователям предлагается специальный NFC-стикер, который «привязан к SIM-карте абонента «МегаФона». Однако стикер может быть прикреплен как к сотовому телефону, так и к кошельку или любой другой поверхности – соблюдать определенную близость к SIM-карте не требуется. 

Технологическим партнером проекта выступила компания «МФ Тариф», входящая в Промышленную Группу предприятий «Светлана-Карт», являющуюся частью холдинга ОАО «Светлана». ЗАО «МФ Тариф» является разработчиком, производителем и поставщиком оборудования и специализированного программного обеспечения для связи и транспорта, а также осуществляет техническое сопровождение проектов. В составе компании есть собственные подразделения разработки, конструкторское, опытное и технологическое производство в Петербурге.

Тестирование сервиса будет проводиться в петербургском метро специальной фокус-группой, состоящей из студентов и блоггеров. Опытно-коммерческая эксплуатация продлится около месяца – запуск в коммерцию запланирован на конец декабря текущего года. При этом, вероятно, доработке подвергнется стикер – речь идет об уменьшении размера и улучшении внешнего вида продукта.  

Стикер после запуска в коммерческую эксплуатацию можно будет приобрети в офисах «МегаФон» - стоимость составит 150 рублей, при этом абонентской платы сервис не предусматривает. В компании не отвергают возможности в будущем организовать подключение к сервису и на территории метро, хотя это может быть сопряжено с определенными сложностями. Продвигать сервис будут сначала только через собственные офисы продаж, однако не исключена и реклама в метро.

В дальнейшем, возможно, пользователи сервиса смогут получать скидки при пополнении счета оплаты поездок на определенную сумму, однако это, как подчеркнули представители «МегаФона», вопрос не столько технической реализации, сколько договоренностей с метрополитеном и Правительством города.  

Управление сервисом осуществляется посредством отправки SMS-сообщений на короткий номер или через USSD-меню. Последний, к примеру, позволяет не только пополнить счет, но и узнать баланс.

Директор Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон» Георгий Гетманец так прокомментировал запуск проекта: «МегаФон» как универсальный оператор стремится оказывать абонентам весь комплекс услуг. Сегодня мы предлагаем нашим абонентам оплачивать проезд в метро с помощью мобильного телефона, но это только первый этап, в дальнейшем мы готовы реализовать безналичную оплату проезда и в наземном транспорте».

Начальник ГУП «Санкт-Петербургский Метрополитен» Владимир Гарюгин заметил, что запуск проекта в коммерческую эксплуатацию поможет существенно снизить нагрузку на кассы метрополитена, тогда как сейчас часто бывают очереди. В будущем, по его мнению, может возникнуть ситуация, когда пользоваться кассами будут преимущественно приезжие. Также г-н Гарюгин подчеркнул, что в ближайшей перспективе будет реализована возможность приобретения проездных билетов через Интернет.

Заместитель председателя комитета по транспорту Правительства Петербурга Станислав ПоповЗаместитель председателя комитета по транспорту Правительства Петербурга Станислав Попов заметил, что за электронными платежами будущее, а данный проект – фактически первый шаг к обеспечению этого будущего. С ним согласен и Валерий Ермаков, первый заместитель генерального директора по операционной деятельности, «МегаФон». По его мнению, сотовая связь сейчас находится на таком уровне развития, что может приносить инновации и в другие отрасли, так что проект с петербургским метро – очередной шаг к использованию преимуществ мобильной связи.

Заметим, что «МегаФон» стал первым российским оператором, начавшим практическое применение подобной бесконтактной технологии в реальных условиях, на действующем транспортном предприятии и с участием независимой тестовой группы. «Мобильные ТелеСистемы», еще в июне текущего года представивший свой проект с ГУП «Московский метрополитен», до сих пор не запустили сервис в коммерческую эксплуатацию. В настоящий момент решение тестируется сотрудниками оператора и Метрополитена Москвы – всего в тесте участвуют порядка 300 SIM-карт. Коммерческий запуск проекта запланирован на конец 2010 года - начало 2011 года, что также означает «сдвиг» сроков – ранее запуск в коммерцию планировался в четвертом квартале 2010 года.

Однако проект МТС отличается от инициативы «МегаФона» по нескольким параметрам. К примеру, абонентам предлагается заменить SIM-карту на новую и установить внутрь телефона специальную антенну. Роман Рудаков, начальник отдела по новым технологиям Северо-Западного филиала «МегаФон», рассказал, что в Петербурге тестировали этот вариант технологии, однако тесты показали, что сервис слишком часто не срабатывает, так как помехи для сигнала создает и корпус, и аккумулятор телефона. Именно по этой причине отказались и от партнерства с компанией Ambiq Technology, которая в начале осени на ПМИФ рассказывала о тестировании технологии сотрудниками петербургского метрополитена. Кроме того, г-н Рудаков заметил, что NFC-стикер, который сейчас является основой сервиса, долго дорабатывался – например, экспериментировали с покрытием и длиной антенны.

Еще одним существенным отличием проектов МТС и «МегаФон» является то, что МТС предлагает для работы с сервисом пользоваться специальным приложением, установленным на SIM-карте. Кроме того, МТС планируют разместить в метро точки, где абоненты смогут заменить свои SIM-карты или приобрести новые с установленным приложением.

Ранее по теме:

08.10.2010 «МегаФон» «стреляет дуплетом». В Петербурге

06.07.2010 МегаФон поможет наблюдать за метро 

30.09.2010 Проектные россыпи ПМИФ

22.11.2010 МТС и Московский метрополитен внедряют оплату проезда в метро через мобильник

Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Мобильная связь, Оборудование

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
   
     


Copyright 2004 ITSZ. Все права защищены
Перепечатка материалов приветствуется при ссылке на www.ITSZ.spbit.su
Ресурс разработан и поддерживается компанией Peterlink Web